Можно ли избавиться от вибрации в автомобиле?
Причиной вибрации нередко становится дисбаланс деталей. И его можно устранить даже на тех автомобилях, которые получили «славу» тех, которые провоцируют наиболее активную «тряску».
Кстати, основными источниками вибрации становятся большие детали с внушительной угловой скоростью. Это маховик, коленчатый вал, колеса, карданный вал, гидротрансформаторы АКПП.
Для начала определим, что такое дисбаланс. Это состояние агрегата, при котором центр массы не совпадает с осью вращения из-за остаточного прогиба, неточности изготовления или неравномерной плотности материала. Причем ротор будет иметь дисбаланс, который равен произведению его массы на величину эксцентриситета (формула) R D=M*R.
Балансировка – эффективный способ устранения такого состояния. Он представляет собой создание и присоединение к ротору дисбаланса, который равен по модулю (величине) и противоположен по знаку исходному дисбалансу.
При использовании любого из существующих сегодня способов балансировки очень важно точно базировать ротор так, чтобы его ось (точка подвеса) точно совпадала с осью вращения при работе.
Если у ротора длина существенно меньше, чем диаметр, то используется способ, при котором ротор подвешивается за точку, которая лежит на оси вращения. О величине и месте дисбаланса судят по отклонению от горизонтали.
Более эффективный и универсальный способ балансировки заключается в установке ротора в подшипниках с малым сопротивлением вращению (на 2 горизонтальных ножа или две горизонтальных паралельных плоскости). Ротор качают и дают ему остановиться самостоятельно. Под действием неуравновешенности ротор остановится так, что его «тяжелое место» окажется внизу. Мастер пометит это место и установит корректирующий груз напротив.
Стоит отметить и то, что существуют более сложные случаи неуравновешенности – «моментная».
В результате возникают силы, которые можно привести к F1, F2 и F3. По модулю они равны, а по направлению противоположны. Их приложение в разных плоскостях оказывает влияние на состояние ротора. При его вращении будет возникать крутящий момент, который будет стремиться повернуть ось вращения. Возникающая в результате синхронного вращения вибрации также требует ликвидации. И здесь поможет Динамическая балансировка. Во время ее проведения необходимо находить уже несколько «тяжелых мест» и создавать ряд корректирующих дисбалансов. И здесь уже потребуется специальное оборудование.
Теперь определим влияние несбалансированных деталей на поведение авто. Сразу оговоримся: вибрация не только доставляет дискомфорт пассажирам. Она в несколько раз увеличивает скорость износа узлов и агрегатов, ускорят утомляемость водителя, а, значит, снижает безопасность автомобиля. Особенно опасна неуравновешенность передних колес. Вы рискуете потерять управляемость. А ситуация с карданными валами вообще катастрофическая. Не все водители знают, что их также нужно балансировать.
В таблице 1 приведена собранная нами статистика состояния сбалансированности карданных валов, как новых, так и ремонтированных.
Таблица 1
Почему необходимо балансировать карданные валы?
Причин важности процедуры несколько. Выделим их:
- Снизившиеся качество агрегатов
- Снизившиеся качество крестовин и прочих запчастей
- Несоблюдение технологии ремонта
Вы уже поняли всю важность процесса балансировки? Теперь поговорим об оборудовании, используемом для ее проведения.
Даже в советские времена в нашей стране было небольшое количество качественных станков. В период перестройки неразумные владельцы часто избавлялись от оборудования, либо оно пришло в негодность из-за неправильной эксплуатации. Сегодня можно приобрести модели от Минского машиностроительного завода или научно- производственного объединения "Карданбаланс". В числе иностранных производителей балансировочного оборудования следует отметить: Shenck, Hines, Hofmann, но цены на них практически недоступны. В таблице приведены характеристики минского оборудования.
Именно это стало причиной того, что мы самостоятельно создали модели для решения балансировочных задач. Универсальный станок СБД-20-3-К может быть использован для балансировки роторов до 60 кг и длиной до 3,2 метров (число опор до 3-х).
Наше балансировочное оборудование - это станки, которые были изготовлены с микропроцессорным управлением на современном уровне. Также мы ремонтируем и производим балансировку карданных, коленчатых валов, гидротрансформаторов и других агрегатов авто.
По вашему заказу мы можем произвести карданный вал или оборудование для балансировки деталей авто
Еще одним направлением деятельности является модернизация и ремонт оборудования с заменой датчиков, электроники, узлов подвеса и т.д.
Рад выразить благодарность Александру Владимировичу Салимону и Анне Никандровне Сиваковой за помощь в подготовке статьи.
© Евгений Васильевич Курков, к.т.н.
Нужен ремонт кардана в Курске? - Предлагаем вам качественный ремонт карданных валов в Курске от опытных инженеров компании «Кардан Баланс» по доступным ценам.
Наше предприятие предлагает широкий спектр услуг для карданных валов:
- Диагностика - бесплатно!
- Ремонт;
- Замена крестовины, опоры, шлицевого, трубы, вилки;
- Шприцевание;
- Продажа новых карданов в Курске